В Госдуме прошел «правительственный час» с участием министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства
15 мая 2014

14 мая в Государственной Думе в ходе «правительственного часа» выступил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень. Вопросы министру задали справороссы Светлана Горячева, Ольга Епифанова, Анатолий Шеин. От фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» выступила Галина Хованская:

Светлана Горячева:
– Уважаемый Михаил Александрович, спасибо за ваши конкретные ответы!

Вопрос такой. В Жилищном кодексе раньше была определена социальная норма (это было 18 квадратных метров на человека), ниже которой нельзя было предоставлять жильё и решать вопросы квартплаты, я имею в виду излишки.

Сейчас эта компетенция по новому Жилищному кодексу местных органов власти. И получается так, что во многих регионах и муниципалитетах она намного ниже этих 18 квадратных метров, а это ведёт к неравенству положения граждан в зависимости от территории проживания, но и вызывает очень большие нарекания на практике.

Вам не кажется, что этот вопрос очень важен? Согласны ли вы с тем, что нужно в нынешнем Жилищном кодексе определить норму, ниже которой нельзя предоставлять жильё, допустим, она должна быть конкретна, эта норма. Готовы ли вы такую поправку, используя при этом европейский опыт, подготовить в Жилищный кодекс?

Михаил Мень:
– Понятен вопрос. Да, уже первые там дискуссии у нас начались буквально с первых дней создания министерства на этот счёт, и с профильным комитетом мы обсуждали эту тему. Давайте поработаем в этом направлении, мы без Галины Петровны Хованской это обсуждали. Давайте попробуем посмотреть, что здесь можно предпринять с точки зрения законодательной инициативы.

Спасибо.

Ольга Епифанова:
– Уважаемый Александр Михайлович, в настоящее время чрезвычайно остро стоят вопросы расселения из жилья, признанного непригодным, то есть неподлежащим восстановлению, особенно в северных регионах.

Из-за отсутствия собственных средств в регионах России из года в год растёт число неисполненных судебных решений в пользу истцов по расселению из такого жилья, растёт социальная напряженность, а судебные решения обязательно должны исполняться на всей территории страны. Это, как правило, накопленные, старые и невыполненные обязательства государства. Например, по Архангельской области не исполнено свыше 3 тысяч таких решений, 50 процентов которых – областной центр. Объективная оценка этой проблемы показывает, что её решение ни при каких условиях не может быть обеспечено только за счёт средств регионов. Действующее законодательство эту проблему не решает. Поправками в Жилищный кодекс эта проблема также не решается.

Вопрос: не считаете ли вы необходимым при внесении проекта закона о федеральном бюджете на 2015 год предусмотреть финансовые средства на исполнение судебных решений по расселению граждан из непригодного для проживания жилья и решить этот вопрос с Министерством финансов.

Михаил Мень:

– Спасибо за вопрос. Вот тоже, к сожалению, в основном выступлении я не успел коснуться сферы ликвидации аварийного жилья, крайне важной, над которой мы работаем вместе с Фондом содействия реформам ЖКХ. Сразу хочу отметить очень важную деталь – у нас стоит чёткая задача по расселению тех аварийных домов, которые зафиксированы на 1 января 2012 года. Юрий Витальевич Росляк совершенно правильные вещи говорил относительно того, что не бьются цифры иногда у регионов, у Фонда содействия ЖКХ, и у статистики.

Значит, коллеги, немножко это всё-таки цифры разные, потому что мы прекрасно понимаем, что статистика учитывает всё: и индивидуальные дома, и дома после пожаров, и так далее. Мы чётко, что называется, опустили шлагбаум. А вот то, что будет дальше, после 2017 года, это будет следующая программа, над которой мы будем работать. У нас задача – расселить за это время, достаточно короткое время, 11 миллионов 370 тысяч квадратных метров жилья. Значит, если те регионы, о которых вы говорите, они должны были, если есть судебные решения тем более, эти дома должны были попасть в этот перечень, в эту программу. И я хочу сразу сказать, что мы будем жёстко пресекать все попытки наших коллег из регионов вбрасывать какие-то сейчас дополнительные предложения. Вот этого не будет. У нас чётко зафиксированная цифра и чётко поставленная задача Президента по реализации до 2017 года. Всё остальное либо после 2017 года, либо за счёт иных источников, за счёт региональных бюджетов, за счёт средств негосударственного, государственно-частного партнёрства и так далее.

Теперь то, что касается проблем в регионах, мы знаем это. Мы прекрасно понимаем, что сегодня перед регионами стоят серьёзнейшие социальные задачи по выполнению всех указов Президента Российской Федерации. Поэтому мы приняли решение, оно было вот буквально постановлением подписано 6 мая, по увеличению софинансирования на 34 миллиарда рублей со стороны федерации. Тем самым мы дали реальное послабление нашим регионам, и софинансирование на расселение аварийного жилья со стороны региональных бюджетов теперь будет составлять от 30 до 50 процентов.

Там есть небольшое исключение, там несколько регионов, ну, достаточно финансово обеспеченных, которые не подпадают под эту формулу, но подавляющее большинство будет финансировать не более чем от 30 до 50 процентов. Так что, уважаемые депутаты, вы можете контролировать этот процесс.

Анатолий Шеин:
– Михаил Александрович, очень мало в докладе было уделено внимания коммунальному хозяйству.

Одна из проблем заключается в том, что сегодня очень сложно решается вопрос утилизации отходов, территории городских округов в ряде регионов просто переполнены. В настоящее время в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства рассматривается вопрос изменения федерального законодательства в сфере сбора, вывоза, утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых бытовых отходов.

В какие сроки эти изменения будут внесены? И будет ли решён вопрос отнесения услуги по сбору, вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов к коммунальным услугам? Спасибо.

Михаил Мень:
– Спасибо за очень важный вопрос.

Мы здесь также работаем совместно с Министерством по природным ресурсам. По нашей информации, в весеннюю сессию этот законопроект во втором чтении планируется к рассмотрению.

Хочу сказать, что сегодня у нас есть поручение Председателя Правительства о разделении полномочий между Минприродой и Минстроем относительно управления этим процессом. Экологические задачи – это задачи Минприроды. Моменты, связанные с регламентированием, с управлением процессом – это наша задача, потому что это, согласен с вами, коммунальная услуга. Но пока не приняты соответствующие распоряжения Правительства о внесении изменений в положение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, официально мы здесь решать ничего не можем, но в рабочую группу мы входим. И, по нашей информации, документ в весеннюю сессию всё-таки должен попасть на рассмотрение парламента, и там все эти моменты регламентируются. Но и перед вторым чтением у вас будет возможность вносить туда соответствующие корректировки. Спасибо.

Галина Хованская:
– Уважаемые депутаты и участники сегодняшнего обсуждения!

Действительно, проблемам, которые существуют в жилищно-коммунальной сфере, было уделено минимум времени. Поэтому я остановлюсь не на жилищной политике, хотя эта тема нам очень тоже близка, а посвящу своё выступление тем проблемам, которые есть в сфере жилищной и в сфере коммунальной.

Тема номер один – это состояние жилищного фонда. И, безусловно, к нему примыкает целый блок вопросов, связанных с капитальным ремонтом жилищного фонда.

Вопрос в зал и министру: скажите, пожалуйста, кто будет выполнять старые обязательства государства в рамках действующего законодательства? Вопрос не риторический. Эту проблему будем решать мы, собственники, в первую очередь, в дотационных регионах, у которых нет средств для того, чтобы компенсировать затраты на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда – ведь они же собственники. Нет средств на софинансирование, которое у нас звучит в формулировке: «может быть, если средства предусмотрены в бюджете», а вот самые добросовестные плательщики – мы с вами, собственники жилых помещений, будем выполнять старые обязательства государства. Это недопустимая ситуация, и этот вопрос должен быть решён в другом порядке. Это первое.

Да, мы, действительно, сделали развилку, спасибо Дмитрию Анатольевичу Медведеву в своё время, есть возможность попасть в общий котёл и долго оттуда выбираться, и есть возможность открыть специальный счёт на свой дом. И тут тоже существует очень много проблем, которые предстоит решить.

Мы уже обсуждали с министром эту тему, но, согласитесь, что вот поднять просто так сегодня капитальный ремонт дома, даже самые активные собственники, ну, в таком среднем доме, не смогут, не потянут просто.

Значит, о чём идёт речь? Накопить небольшую сумму и в обязательном порядке решить проблему льготного кредита на длительный срок. Это первая тема. Да, здесь понимание как бы есть и у Правительства, и у министра.

Вторая тема. Что беспокоит собственников, когда они всё-таки решились на самостоятельную жизнь, и будут ремонтировать сами свой дом? Вот, был вопрос очень хороший по этому поводу уже от одной из фракций. Дело в том, что люди боятся в нынешней нестабильной ситуации, что эти деньги пропадут. Значит, мы должны привлечь Центробанк, всех заинтересованных лиц для того, чтобы ввести номинальные счета, с 1 июля это уже будет возможно, чтобы решить проблему страхования этих специальных счетов. Потому что это деньги – наши, собственников. Вы понимаете? Это очень специфический счёт, даже, если его открывает ТСЖ или ЖСК, да, это деньги граждан, вот об этом надо помнить, и эту проблему необходимо решить. Без вашей помощи и поддержки, я обращаюсь сейчас ко всем представителям и президента, и правительства, мы эту тему не решим.

Содержание регионального оператора стоит тоже денег. Если бы региональный оператор выполнял обязательства по непроизведённому капитальному ремонту и эту функцию на него возложить, то я бы поняла, актуальность наличия такой структуры специфической. Но, к великому сожалению, он потребует деньги на содержание, на аппарат, на свою неплохую, в общем-то, жизнь. Более того, он отделит нас, собственников, от проблем нашего дома, потому что он будет нам выбирать подрядчика, он будет и рулить нашими средствами. То есть, взяли деньги у собственника, а деньги направляются на другой дом. Абсолютно антиконституционная норма, противоречащая Гражданскому кодексу Российской Федерации. Вот если найдутся умные собственники и пойдут, попав в общий котёл, в Конституционный Суд, они выиграют это дело.

Проблема в управлении жилищным фондом, колоссальная проблема, только не там ищем решение. У нас изначально заложен конфликт интересов в этой сфере, в бывшем государственном жилищном фонде. Богатый бедного не разумеет. Поэтому, безусловно, эту проблему нужно решать совершенно другими способами. Ни лицензирование, ни саморегулирование эту проблему не решит.

Лицензирование эту проблему не решит, а только усугубит, понимаете? Тут надо очень серьёзно думать, прежде чем выходить на такие эксперименты на всей территории Российской Федерации.

Никто не говорит о проблеме с ресурсоснабжающими организациями. Именно они зачастую приводят к банкротству и не к фальшивому, а к настоящему банкротству управляющих организаций и даже товариществ собственников жилья. Почему этой проблемой никто не занимается? Почему все нашли крайнего в управляющей организации? Это неправильная политика.

Неплатежи колоссальные, финансовая неустойчивость в коммунальной сфере, почему об этом совершенно не говорится ничего и очень мало делается? И если и делается, то очень и очень медленно.