Приемной депутата Государственной Думы Ольги Епифановой Галина Прозорова руководит с 2009 года – с тех времен, когда Ольга Николаевна была депутатом областного Собрания.

— Несмотря на изменения в названиях, в работе общественной приемной за эти годы мало что изменилось, ну, разве что вопросы, которые приходится решать сейчас, стали более глобальные. А главный принцип, как был, так и остается прежним – помогать людям. Обращений очень много, телефон звонит практически беспрерывно, — рассказывает Галина Александровна.

– И с какими проблемами чаще всего обращаются?

– Если говорить о вопросах, которые «лидируют», это – здравоохранение и ЖКХ. Общественная приемная в этом плане как лакмусовая бумага – основные болевые точки выявляет сразу.

– Наверное, в общественную приемную идут, как в последнюю инстанцию?

– Именно так. Приходят в надежде найти справедливость. Когда все другие кабинеты уже пройдены. К сожалению, очень часто бывает и так, что люди просто не знают своих прав, не разбираются в законах. И столкнувшись с проблемой, элементарно теряются, не зная, что предпринять. А вопрос, на самом-то деле, решить можно и без вмешательства депутата Государственной Думы. В таких случаях наша общественная приемная выступает в роли помощника-координатора. Но если речь о чиновничьей и бюрократической волоките, то подключаемся и вмешиваемся сразу.

В последнее время, например, поступает очень много жалоб по поводу необоснованного снятия инвалидности. Проблема в том, что в декабре 2015 года вышел новый приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 1024н, который провозгласил новые классификации и критерии установления инвалидности. По этим новым правилам, даже тяжелая болезнь не является обязательным условием для назначения инвалидности.

– А раз нет инвалидности, то нет пенсии и льгот?

– Да. И реабилитации тоже нет. Получается, что бесплатная реабилитация больше не положена. В связи с этим очень много обращений от родителей больных детей. Вот совсем недавнее. Девочке шесть лет, тяжелый порок сердца. Ребенок не выздоровел, проблема никуда не делась, а инвалидность сняли. Мы обратились в главное бюро МСЭ по Архангельской области, сделали запрос в Москву. В итоге, удалось добиться пересмотра решения – инвалидность ребенку продлили, семья смогла воспользоваться бесплатной реабилитацией. Но главное – это не получить новую справку, а улучшить состояние здоровья девочки.

Много вопросов и по лекарственному обеспечению. Например, судя по обращениям, серьезная проблема в Архангельской области с обеспечением больных диабетом тест-полосками. Сократился и список лекарств, которые льготники раньше могли получить бесплатно. Люди обращаются к нам, а мы уже напрямую работаем с региональным министерством здравоохранения. Если не удается решить вопрос на местном уровне, то добиваемся, чтобы региональный минздрав ставил вопрос перед министерством здравоохранения РФ – в любом случае проблема не должна остаться без внимания.

– А сама Ольга Епифанова читает обращения, которые поступают в приемную?

– Безусловно, Ольга Николаевна в курсе всех дел. Ведь именно обращения – это основа для разработки новых законопроектов. Так, например, сейчас «Справедливая Россия» настаивает на принятии закона об исполнении государством обязанности по производству капитального ремонта домов. Таких жалоб по капитальному ремонту в Архангельской области очень много, поскольку сегодня уже всем понятно, что программа сделана некачественно. В ее основу заложена изначально несправедливая система «общего котла», которая, по сути, принуждает людей платить за ремонт чужих домов, а ремонта своего дома ждать десятилетиями. Закон, который разработала «Справедливая Россия», предусматривает проведение государством капитального ремонта в тех домах, в которых его проведение требовалось на момент приватизации гражданами квартир.

Коммунальные проблемы, как я уже сказала, вообще, одни из самых злободневных в Архангельской области. Например, в прошлом году, в результате аварии в Северном округе, поселок Первых пятилеток буквально тонул в канализационных стоках. Несколько месяцев люди вынуждены были жить в ситуации, которая не просто неприятная, но и опасная для здоровья. Причем, о проблеме, как выяснилось, знали все. С просьбой принять меры по ликвидации последствий аварии жители Северного округа обращались в администрацию Архангельска, в Роспотребнадзор, жилищную инспекцию… Но каждая инстанция перенаправляла обращение дальше, сообщая заявителям, что вопрос находится не в их компетенции. То есть, вместо решения вопроса шла переписка, а Северный округ продолжал тонуть в нечистотах. Естественно, мы не могли не вмешаться. После депутатского запроса Ольги Николаевны, решение проблемы, наконец, сдвинулось – последствия аварии были устранены.

– Галина Александровна, за эти годы в приемную были тысячи обращений. Но, может быть, какое-нибудь обращение особенно врезалось в память?

– Это было в самом начале моей работы в общественной приемной, год 2009 или 2010-ый. Пришло письмо из Плесецкого района от бабушки, вдовы участника войны. По закону ей полагалась субсидия на приобретение жилья. Бабушка подготовила все документы, отправила в Архангельск и… ни ответа, ни привета – тишина. Я пошла разбираться в министерство. Оказалось, что бабушкины документы, мягко говоря, потеряны.

– И как удалось проблему решить?

– Я просто села в кабинете чиновников и сказала: «Не уйду, пока вы документы не найдете».

– Нашли?

– Да. Бабушка получила субсидию, на которую смогла приобрести однокомнатную квартиру. Или вот совсем недавний пример. Молодая семья. Недавно родился второй малыш. И у мамы обнаружили онкологическое заболевание. Обратился к нам в приемную отец детей – с просьбой помочь получить квоту на лечение жены в Санкт-Петербурге или Москве. Самостоятельные попытки семьи отправить маму на лечение в столицу успехом не увенчались. После депутатского запроса в министерство здравоохранения квоту удалось найти. До сих пор перезваниваемся с этой семьей, интересуемся, как у них идут дела…