Два года назад в России было зарегистрировано два с лишним миллиона неисполненных алиментных обязательств. Сейчас на учете числится 1 037 000 обязательств. То есть количество неплательщиков уменьшилось почти вдвое.

Эти цифры озвучил на расширенном совещании руководителей территориальных органов федеральной службы судебных приставов (ФССП) директор ведомства Артур Парфенчиков. Тема совещания – взыскание алиментов. В заседании приняли участие уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова, представители Совета Федерации и Государственной думы, Генпрокуратуры.

По словам сотрудников службы, из оставшегося миллиона обязательств чуть больше пятисот тысяч исполняется. Это либо дела, где остается задолженность, либо задолженности нет, но заявление не забирают, «чтобы должник не расслаблялся и погашал текущие алименты». Есть еще полмиллиона проблемных дел, половина из которых – очень сложные, например, люди, пропавшие без вести и родители, лишенные родительских прав.

«Я рада, что федеральная служба делает аналитику. Это поможет в дальнейшей работе над законопроектами. Выяснилось, что очень хорошо сработал (и в том числе профилактически) закон, по которому алиментщикам запретили выезд за рубеж. Из-за этого в прошлом году 142 алиментщиков погасили долги, за девять месяцев этого года 260 тысяч. Никто ведь не хочет оказаться снятым с самолета и потерять деньги за дорогую путевку, — рассказала Ольга Епифанова. – Но есть неплательщики, которые не ездят за границу. И федеральная служба вышла с темя инициативами в Госдуму. Первая касается прав судебных приставов по запросам об имуществе должников в разные организации. Вторая предлагает вернуть норму, которая была в Советском Союзе, то есть взаимодействия между судебными приставами и центрами занятости, чтобы центры занятости устраивали должников на работу. А третья инициатива касается нашего Комитета. Рабочая группа сейчас разрабатывает механизм закона, по которому алиментщиков будут лишать водительских прав».

Все стороны считают, что это будет очень действенный метод. По словам Ольги Николаевны (она состоит в рабочей группе по этому законопроекту), пока предлагается мягкий механизм. В ГАИ подается информация на должника, должник официально извещается, что в определенный срок он обязан погасить долг, и если он этого не сделает, то не имеет права водить машину. А если он сел за руль, то к нему применят санкции, как к человеку без водительских прав. Более жесткий вариант – пристав забирает права, и возвращает только тогда, когда должник приносит документы об уплате.

«Пока не знаю, какой вариант примут, но законодательство будет ужесточаться. Есть еще предложение – блокировка банковских карт, — отметила Ольга Николаевна. – А еще я поинтересовалась, как работают приставы Архангельской области, и мне ответили, что они на хорошем счету. Поэтому по приезду я запланировала посетить наше территориальное управление судебных приставов».