Заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова дала комментарий газете «Правда Севера» по проблемам сиротства.

— В России идет плотная работа по совершенствованию семейного законодательства. Правительство утвердило Концепцию государственной семейной политики, я вхожу в рабочую группу при президенте по реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Эта рабочая группа разработала проект концепции совершенствования семейного законодательства, в котором обозначены основные направления законодательной работы в этой сфере, в том числе и проблемы сиротства.

В частности, разрабатывается идея так называемой профессиональной семьи как альтернатива детскому дому. Рассматривается также идея презумпции добросовестности родителей – как ограничитель излишнего рвения органов опеки, и другие поправки в Семейный кодекс.

Насчет иностранного усыновления хочу отметить, что никаких новых ужесточающих мер Комитет не предлагает. У России есть соответствующие договоры с Италией и Францией, идет процесс согласования такого договора с Испанией. Главное условие: чтобы страна-усыновитель постоянно отчитывалась и информировала соответствующие органы в России о состоянии дел с усыновленным ребенком.

Я не разделяю точку зрения, что в нашей стране растут проблемы с российским усыновлением. Для приемных семей постепенно растут преференции и льготы. Да и цифры усыновления говорят сами за себя: в 2012 году иностранных усыновлений было 2604, российских – 6565, а в 2013 году 1488 и 7757 соответственно. То есть доля иностранного усыновления падает, а российского растет.

А вот насчет того, что матери постепенно перестают навещать своих деток в специальных группах детских домов, могу сказать, что законодательно это трудно решаемая проблема. Все, что связано с совестью, моралью, родительским долгом, нельзя отрегулировать законами. Существуют определенные формальные основания, позволяющие относить тех или иных детей к категории оставшихся без попечения родителей. Если нет такого статуса, то ребенок не попадает в соответствующую базу данных, о нем не знают потенциальные усыновители.

Существуют также органы опеки, которые так или иначе должны работать в том числе и с нерадивыми родителями, но на практике все гораздо сложнее. Проблема многоплановая и не решается только возможностями депутатского корпуса. Это проблема общества в целом. Есть такая банальность: зрелость общества определяется по тому, как в нем живется старикам и детям.

Источник «Правда Севера»