Наша область заняла в эти дни особое место в информационной ленте новостей. Региональные сводки тревожны.

Всю неделю обсуждается эксперимент по передаче «Скорой помощи» города Архангельска на аутсорсинг – обслуживание службы частной компанией. Работники «Скорой» бьют сигнал тревоги, нагнетается атмосфера неопределённости, страхов перед будущим. Несмотря на общественные протесты и подключение экспертов к обсуждению проблемы, окончательно выяснить подоплёку спорного решения оказалось невозможным. По-прежнему о том, какими соображениями руководствовались областные чиновники, на какие расчёты опирались в своём решении советники губернатора, горожане не имеют чёткого представления.

«Вторым звонком» стал коррупционный скандал в регионе. Так, согласно вчерашней публикации РИА «Новости», глава управления экономической безопасности и противодействия коррупции управления МВД Архангельской области Михаил Новожилов был задержан при передаче взятки в 90 тыс. руб. Что характерно, взятка предназначалась представителю транспортной полиции, работающему в подразделении по борьбе с экономическими преступлениями. Задержание знаковое – «силовики» региона с участием работников спецслужб Северо-Западного федерального округа распутывают реальные управленческие нити в области, вскрывают сложившуюся коррупционную систему, в их среде происходит борьба за влияние, о которой мы можем догадываться по таким вот информационным сообщениям. Значит, в области налажена система принятия решений, в которой незаконным образом участвуют высокопоставленные представители силовых ведомств, происходят расчёты сотрудников между собой, работает система взаимных услуг и обязательств. То есть, говоря простым языком, у нас, словно в итальянском сериале, создан свой «Спрут», опутавший некоторую часть управленческого аппарата. Или же речь идёт о единичном факте?

Нужен ли «третий звонок» для начала сеанса разоблачения и вскрытия всех тайных пружин управления Архангельской областью?

Проблема коррупции не нова, про неё много чего сказано. По оценкам МВД, ущерб от коррупционных преступлений в 2013 году составил 21 млрд.рублей, всего задокументировано около 40 тысяч преступлений за прошлый год. Решения по аутсорсингу «Скорой помощи» тоже есть в управленческой практике российских регионов, и не всегда эти решения привели к позитивным результатам. Но дело сейчас не в цифрах, не в статистике, а в политической воле. Способны областное правительство, депутаты области проявить характер и начать реагировать на серьёзные проблемы в регионе?

Пока что большинство моих коллег по законотворческой работе хранит олимпийское спокойствие. В повестке ближайшей сессии областного Собрания на первом месте стоит вопрос, связанный со статусом депутата, редактурой Устава области. Судя по ранее высказанным громким заявлениям депутата Дятлова, парламентское большинство сплотилось вокруг одной проблемы – заставить депутатов государственной Думы отчитываться перед депутатами областного Собрания. Никаких заявлений политиков по горячим вопросам политической повестки области пока не слышно, порядок работы сессии остался неизменным.

Уважаемые коллеги, депутаты, чиновники областного правительства и работники аппаратов органов власти! Для депутата государственной Думы нет никаких проблем с отчётом, тем более что оппозиционный политик всегда в перекрестии мишени на политической арене, вопросы и оценки в отношении него всегда пристрастны. Но для нашего избирателя, наших земляков вопрос отчёта одних представителей власти перед другими её представителями не является первоочередным, а на фоне разворачивающихся событий на первый план выходят совсем другие проблемы. И главная из них на сегодня – это существование коррумпированного центра принятия решений, «спрута», подталкивающего областное руководство к необоснованным ходам, дающего возможность работникам силовых ведомств решать вопросы взятками, парализующего работу городских служб и важнейших ведомств. Именно политики, парламентарии должны со всей ответственностью оценить происходящее в регионе. Я предлагаю не устраивать политические гонки с преследованиями, а вызвать на обсуждение представителей правоохранительных органов, добиться внятных ответов по проблемам «Скорой помощи», и дать оценку всем этим событиям.