В утренней передаче канала «Россия» заместитель председателя думского комитета по вопросам женщин, семьи и детей Ольга Епифанова ответила на вопросы о социальной поддержке матерей-одиночек.

Стенограмма интервью:

Ведущий: – Государство сейчас занимает активную позицию в поддержке усыновителей. Приёмным родителям полагается материнский капитал плюс увеличенные ежемесячные пособия, появилась новая единовременная выплата 100 000 рублей. А как же быть семьям с родными детьми, а именно, матерям-одиночкам? Вот об этом мы и поговорим с Ольгой Епифановой, заместителем председателя комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей.

В – Здравствуйте, Ольга Николаевна. Матери-одиночки находятся в очень уязвимом положении. И не хочется проводить это сравнение, эту параллель, когда помогают матерям или семьям, которые удочеряют, усыновляют детей, а матерям-одиночкам разве не нужно помогать?

О.Е. – у нас действительно большая проблема – свыше 10 миллионов женщин растят детей в одиночку. Давайте сразу договоримся, что такое мама-одиночка в России. Это мама, у которой в свидетельстве о рождении ребенка в графе «отец» стоит прочерк. И 30% из этих 10 миллионов женщин являются малоимущими и стоят на учете, как малоимущие. И примерно 1% из них с полутора до трех лет отдают детей в Дом ребёнка, как в круглосуточный детский садик. Забирают детей вечером, забирают на выходные. Они не могут водить ребёнка в детский сад и так решают проблему с устройством на работу.

В – здесь тоже есть проблема. Особых льгот для матерей-одиночек все-таки нет. Так чтобы легко устроить в детский сад, или, скажем, бесплатно оставить на продлёнке в школе. Или отправить в детский лагерь, или в какие-то кружки. Ведь это было бы серьёзным подспорьем для них.

О.Е. – на самом деле в федеральном законодательстве много льгот, заложенных для матерей-одиночек. Порядка 18 пунктов, при этом они касаются льготных очередей в детские сады, скидки на оплату, горячее питание…

В – почему они тогда не такие обязательные?

О.Е. – потому что федерация сложила с себя полномочия по социальному обеспечению, и все это передано регионам. А регионы у нас очень разные. У нас в стране только 10 регионов-доноров, все остальные живут со своими скудными бюджетами.

В – вы понимаете, что мер недостаточно, раз вы сами озвучили цифру. 30% за чертой бедности матерей-одиночек. А способы какие-то есть? Что делать им вообще?

О.Е. – я депутат от Архангельской области. И если сравнить Архангельск и Москву, то можно просто плакать. У нас матери-одиночки пользуются только льготами малоимущих. То есть если мама не малоимущая, то соответственно, ей никаких льгот и не предоставляется.

О.Е. – дело в том ещё, что очень часто мамы скрывают, что они одиночки и абсолютно не требуют своих законных прав у работодателя. Потому что у нас есть закон, если мама-одиночка – её нельзя уволить. Более того, если она устраивается на работу, то работодатель не может ей отказать в устройстве, не написав отзыв, достаточно тщательно и подробно, который может быть оспорен в суде. Кроме этого, мама-одиночка по трудовому законодательству, имеет право на дополнительный неоплачиваемый отпуск, она имеет право на 100% оплату больничных, когда она за больным ребёнком ухаживает. Она имеет материальные выплаты, которые устанавливают компании, в которых они работают, и в регионах бывают ещё губернаторские премии.

В – похоже на рулетку. Повезло – не повезло. Живёшь в хорошем регионе или нет…

О.Е. – если в результате все-таки федеральный бюджет возьмёт на себя определённые обязательства доплаты – то есть по выравниванию обязательств регионов, чтобы каждый регион был обязан одинаково обеспечивать и семьи с детьми и мам-одиночек и сирот, сразу бы решились все вопросы.

О.Е. – у нас в комитете лежит четыре законопроекта по увеличению пособий по уходу за ребёнком с полутора до трёх лет. Если этот законопроект будет принят, сразу снимется проблема детских садов то трёх лет.

В – у нас в гостях была заместитель председателя комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова.