«Шик» — крупная сеть магазинов в Архангельской и Ярославской областях. Ее создательница Ольга ЕПИФАНОВА сменила статус предпринимателя на мандат депутата Госдумы от партии «Справедливая Россия», передав компанию в доверительное управление. Пока еще осваиваясь на новом посту, Ольга Николаевна рассказывает о своей работе в бизнесе, кадрах и гражданской позиции.

— Ольга Николаевна, часто говорят: «Плох тот предприниматель, который не хотел бы стать сетью». Это про вас?

— Верно сказано. Бизнес живет по принципу: «Развивайся или умри». Начинала с раскладушки на улице, а сегодня «Шик» – это уже не просто торговая сеть, а группа компаний, в которую входят 80 магазинов, склады – порядка 6 тысяч кв. м, более 350 оптовых клиентов. Еще и продукцию под собственной маркой выпускаем…

— Говорят, жадность порождает бедность. Значит ли это, что нужно предлагать работникам зарплату выше среднего и дополнительно поощрять, чтобы получить от них достойную отдачу?

— Бедность люди порождают, когда отдают с трудом. Зарплаты – не подаяние, это то, что человек сам заработал. Любой предприниматель мечтает платить зарплату выше рыночной: тогда не нужны менеджеры и «кадровики» — просто выбирай лучших.

Пока сам продавец не определит для себя сумму и не рассчитает, сколько ему для этого нужно продавать товара, больше он получать не будет. Допустим, хочет он получать 30 тысяч рублей. У нас в ассортименте свыше 25 тысяч наименований. Возьмем для примера стоимость зубной пасты: какая в ней заложена наценка на зарплату, на аренду магазина, на уборщицу, на логистику… И посчитаем, сколько паст или других товаров надо продать, чтобы получилось 30 тысяч?

Есть продавцы от Бога. Они не считают, сколько продали, просто занимаются любимым делом. Такой продаст больше, а прибыль делится на всех, в том числе на тех, кто стоит истуканами в торговом зале с советской установкой «Нам должны». К сожалению, в любой компании очень малая часть персонала генерирует прибыль.

— Чувствует ли бизнес кризис кадров?

— У нас кризис образования. Менеджеров учат по переведенной книжке, которая была актуальна 15 лет назад. Нравятся практиканты из профтехучилищ. А вот у выпускников вузов много амбиций, но дать они ничего не могут.

Чтобы стать менеджером, надо пройти более низкие должности. Сама я торговала с «раскладушки», потом на лотке, в ларьке, затем в магазине. Я могу руководить, потому что знаю весь процесс. Как же они могут управлять, если не имеют представления, как на кассе чек пробивается?

Мир быстро меняется, люди становятся разобщенными, им недостает поддержки. На предприятиях не хватает тех, кто бы сотрудников любил, а не оценивал и критиковал. Такой «кадровик» быстро становится генеральным.

— Какой рецепт дадите другим бизнесменам, что делать с кадрами?

— Обратить внимание на людей старше 40 лет. У меня сейчас как у депутата лучшие помощники – им 60 и 62 года. Цены нет!

Чтобы брать молодежь, компания должна быть гармоничной. Хорошо работать с людьми с разницей в 10 лет, тогда одно поколение учится у другого. Надо смешивать разнородных сотрудников. Сначала они поконфликтуют, зато потом — неиссякаемый креатив.
Люди – нелинейные системы. Управлять ими тяжело, но интересно.

— Раньше было модно вступать в различные профессиональные объединения, союзы, клубы, чтобы отстаивать перед государством свою позицию. Сейчас что-то изменилось?

— Уже девятый год я вхожу в деловой клуб «Среда», который объединяет предпринимателей Архангельска.  Нас немного. Еженедельно обедаем и отдыхаем душой, обсуждая общие темы. Гостей приглашаем, делимся информацией. Но за такими клубами будущего нет. Нам нужны клубы вроде «Ротари». Немаловажная роль в процессе объединения должна принадлежать Торгово-промышленной палате. Где есть профессиональные комитеты, где собирают отраслевиков.

ТПП великолепно работает в Тольятти, у нас, к сожалению, – не совсем. Вообще, Российская палата не работает так хорошо, как иностранные. Там ТПП осуществляют информационный обмен, помогают предпринимателям находить партнеров в других государствах и оказывают сильную консультационную помощь. Объединения интересны бизнесу, когда способствуют развитию.

— В чем главная проблема взаимоотношения бизнеса и государства?

— Государство – плохой собственник. Предприниматель контролирует хозяйство, потому что, если чего-то вовремя не сделать, бизнес может за несколько дней развалиться. А чиновник сидит себе в кабинете и ничего у него не горит.

В бизнесе всего добиваются люди, которые готовы жить в изменениях. В Великобритании даже предмет такой есть — управление изменениями. Насколько бизнес изменчив, настолько быстро и подстраивается под рынок.

А государство напротив — должно быть стабильным. Если законы будут быстро меняться, мы с ума сойдем. Мы и сходим: ЕГЭ, закрытие сельских больниц… Сначала одни стандарты установили, теперь другие. А ведь в государстве все должно делаться поступательно, по проектному принципу: если решили в комнате переставить шкаф, сначала оцените последствия — еще до реального перетаскивания мебели.

— Какие цели и задачи вы, как депутат, ставите для себя в первую очередь?

— В областное Собрание я шла с мыслями: «Да что такое, с каждым годом живем все хуже. В чем дело?» И поняла: проблема в недоработках федеральных законов.

Северные территории богаты ресурсами, но северяне бедны. Нет государственной стратегии, должны ли люди здесь жить. Нужно их поддерживать, или решать вопрос с переселением и организовывать работу вахтовым методом?

Один значимый минус — слабость гражданского общества. Депутат — это инструмент для гражданина-потребителя. Нужны инициативные группы людей, на жизнь которых влияет конкретный закон. Только совместная работа депутатов и экспертов поможет внести необходимые поправки.

— Как повысить гражданскую ответственность?

— Проблема людей в том, что за них платят налоги работодатели. Они получают зарплату на руки, а сколько на самом деле заработали, не задумываются. Если бы человек самостоятельно платил налоги, он бы себя уважал: «Ничего себе, я столько-то плачу в Пенсионный фонд, а справку годами делают! И на меня тут еще какая-то «финтифлюшка» будет кричать». Быстро все бы выстроились, и жизнь кардинально улучшилась.

— Что посоветуете тем, кто ещё не нашёл своего призвания?

— Однозначно искать. Нас этому, увы, не учат, и мы не всегда осознаём свои ценности. Я думала, у меня ценность «стабильность», а оказалось — «развитие». У нас люди часто  цепляются за какое-то рабочее место, мучаются, говорят, что как на каторгу ходят, но при этом ничего не меняют. Объясняют, почему не могут чего-то получить, и не используют свои возможности.

Если задать человеку вопрос, готов ли он отдавать четверть зарплаты, чтобы остаться на этой работе, и он отвечает «да» — он нашёл своё призвание.

— Вы железная леди?

— Какая я железная! Белая и пушистая. Я очень люблю людей. «Плохих» не встречала. Просто у кого-то другие ценности, он в другом мире — не лезь к нему. Я не автократ, не могу жестко управлять людьми. Пусть лучше фирма потерпит убыток, но хочу, чтобы человек сам научился. Я не таю обид, сразу даю обратную связь, что нравится, что нет. Прямая правда может обижать — может, кому-то и покажусь железной.

— Какую книгу рекомендуете прочитать каждому?

— «McDonald’s: Как создавалась империя» Рэя Крока. Ее надо читать русским людям, неважно, предпринимателям или нет. Это просто что-то потрясающее, например, вот этот отрывок: «…Я возвращался в Чикаго, имея в кармане контракт с братьями Макдоналдами… Мне исполнилось 52 года, у меня был диабет и артрит в начальной стадии. В предыдущих сражениях я потерял желчный пузырь и щитовидную железу. Несмотря ни на что, во мне жила уверенность, что все лучшее ждет меня впереди».

Я слышу, как мужчины говорят: «Мне 40 лет, у меня жизнь закончилась». А мне 45, и я думаю, что жизнь только началась!

Автор: Марк Иланский