В Архангельске прошел бизнес-саммит ассоциации Торгово-Промышленных палат Северных территорий и зоны Арктики. Кроме Архангельской области, в саммите приняли участие представители Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийского автономного округа, Республики Саха-Якутия, Мурманской области.

Разговор шел о развитии предпринимательства в условиях Крайнего Севера, о перспективах развития экономического потенциала северных территорий.

Выступающие сошлись во мнении, что условия для ведения бизнеса в северных территориях за последнее время ухудшились. Закон о контрактной системе и госзакупках свел к нулю преференции местных предприятий. Компании из южных районов выигрывают конкурсы на работы на Северах, не зная и не учитывая северные условия. Как следствие – работа выполняется некачественно, или, что еще чаще, не выполняется совсем, а Север теряет рабочие места и налоги.

На мероприятие была приглашена депутат Госдумы Ольга Епифанова. Она приветствовала участников саммита и рассказала о своем видении проблем северных территорий.

«В 2009 году, будучи избранной депутатом областного Собрания, я присутствовала на мероприятии по разработке стратегии развития Архангельской области, где был замминистра экономического развития РФ. Модераторы показали нам один из вариантов развития страны, по которому к 2020 году Россия будет состоять из одной Москвы и северных территорий. То есть не было ни Дальнего Востока, ни южных территорий, ни Запада. Москва и Север. Мне тогда было горько и обидно: если такой вариант в принципе рассматривается, значит, надо бить в колокола и поднимать народ на спасение страны!

Тогда же говорили о том, что на территории Архангельской области невозможно решить вопрос с дорогами. А там где нет дорог, нет жителей, нет бизнеса, нет экономики. При Советском Союзе в Архангельской области была развита малая авиация, и в каждом райцентре был аэропорт. А на Севере есть два варианта для транспортной инфраструктуры – это водный (морской и речной) и воздушный. Прошло три года, но программы по решению вопроса с водным и воздушным транспортом не возникло. При этом в Мурманской области все восемь аэропортов малой авиации остались», — отметила Ольга Николаевна.

Выступавший на саммите президент Северной Торгово-Промышленной палаты Анатолий Глушков озвучил поразительные цифры. Расходы бюджета на 1 тысячу населения в Москве составляют 147 тысячу рублей, в НАО – 270 тысяч рублей, в Мурманской области – 56 тысяч рублей, в Архангельской – 41 тысяча рублей.

«Цифры впечатляют, это значит, что побеждает лобби, считающее, что Север надо осваивать вахтовым методом, выселив жителей», — отметила Ольга Епифанова.

Президент Торгово-Промышленной палаты Ханты-Мансийского автономного округа Александр Кабанов говорил о том, что со времен гайдаровского правительства Севера потеряли порядка 80% своих жителей. И пока, видимо, лучше получается у лобби, которое хочет осваивать северные территории вахтовым методом.

Эмоциональным и запоминающимся было выступление профессора филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института в Архангельске Альберта Сметанина. Он напомнил времена горбачевской перестройки, когда нефть стоила 12 долларов за баррель: «Нам тогда говорили, вот станет 25 долларов – процветать будем. Сейчас сто – не процветаем! К 2017 США станет вторым добытчиком нефти после Саудовской Аравии, нефть подешевеет, а мы сейчас только за счет ее стоимости и живем».

На днях президент Путин подписал постановление о создании администрации Севморпути. Этот вопрос тоже обсуждали на заседании. Границы Северного морского пути определены, а где будет территориально располагаться администрация, пока не ясно.

«Очень интересным был доклад мурманского руководителя Торгово-Промышленной палаты. У них есть опыт, который нам надо перенять, — считает Ольга Епифанова. – Мурманск намерен получить администрацию Севморпути себе, впрочем, так же, как и остальные. Но если это все-таки будет в Архангельске, то и Белкомур будут строить через нас. Радует, что наш новый областной министр экономического развития Евгений Михайловский действительно общается с предпринимателями, знает все проблемы, понимает все сложности. Торгово-Промышленная палата – это организация, которая собирает людей, работающих в реальном секторе экономики – активных, трудоспособных, умных, много умеющих и много желающих. Я считаю, что за этой ассоциацией будущее. И, как бывший член Торгово-Промышленной палаты и нынешний депутат Госдумы, буду всемерно помогать в решении экономических вопросов северных территорий».