Об этом на сегодняшнем круглом столе «Инновационная социальная политика как основа прогрессивного и солидарного общества в России», который проводит фракция Госдумы «Справедливая Россия», говорила заместитель председателя комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова.

Говоря о законодательных аспектах социальной политики в отношении семьи, женщин и детей, депутат обозначила позицию Комитета.

 

В частности, Ольга Николаевна сказала:

— Первое, и очень важное. Мы не устаем повторять, что вне контекста семьи бессмысленно говорить о поддержке отдельных ее членов. Поддерживать надо институт семьи. И именно для нее следует создавать благоприятные условия.

Ведь есть много вопросов, связанных с социальной инфраструктурой, которые могут быть решены только государством. Без детских садов, школ, поликлиник семья не сможет полноценно развиваться. Как нам кажется, в последнее время поддержка семей, в первую очередь многодетных, стала гораздо более ощутимой.

Тем не менее, нашему законодательству здесь есть куда развиваться.

Второе. Нашим законодательством практически все вопросы социальной политики отнесены к сфере региональной ответственности. На мой взгляд, такой явный региональный уклон приводит к неравномерному решению очень острых социальных вопросов.

Требуется серьезное участие федеральных органов власти, чтобы сгладить это неравенство.

Должны быть разработаны минимальные стандарты финансирования. Где бы ты ни жил, минимальный стандарт тебе обеспечивает Федерация, а остальное – регион.

Третье. Государство избавляет себя от забот, попросту откупаясь деньгами, и мало или неэффективно занимаясь вопросами создания необходимых условий для жизнеустройства людей. Государство «видит» бедных, то есть семьи, находящиеся «у предельной черты», и совершенно не «замечает» так называемые обычные семьи.

В результате сегодня практически ни одна российская семья не может быть уверена в своем длительном благополучии. Достаточно потерять работу, потерять кормильца, и это мгновенно меняет статус семьи. Все эти риски, возможные в жизни любого человека, не должны превращать благополучную семью в семью, неспособную воспитывать своих детей.

Возможность парировать такие риски должна обеспечиваться нашей государственной семейной политикой.

Четвертое. В формировании семейной политики, как одного из направлений социальной политики, огромную роль играет не только государство, но и социально ориентированные общественные организации, бизнес-структуры и религиозные конфессии – у нас уже более шести лет действует так называемое «социальное предпринимательство».

Однако системного, устойчивого взаимодействия с ними и между ними не существует. Точнее, взаимодействие есть, но только на уровне личных контактов.

В нашем Комитете в последнее время много внимания уделяется вопросам семейной политики и социальной защиты детей. Это законы, связанные с поддержкой многодетных семей, детей-сирот, поправки в жилищное законодательство, создание гарантий по выплатам алиментов и другие.

Кто предметно интересуется работой Комитета, тот хорошо с этими результатами знаком. Тем более что, как правило, все законодательные инициативы в этой области широко обсуждаются общественностью.

Кроме того, наш Комитет участвует в подготовке новой Концепции государственной семейной политики, которая будет рассчитана до 2025 года.

Очевидно, что в нашей социальной политике есть «мертвые точки» и «узкие места», без ликвидации которых мы постоянно будем топтаться на одном месте, вновь и вновь возвращаясь к одним и тем же проблемам.

Речь здесь, конечно же, идет и об инновационном развитии образования, здравоохранения, жилья и социального страхования. Включая, разумеется, пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги.

Сегодня в России колоссальный голод на социальные инновации.

В обновлении нуждаются все аспекты социальной сферы. Но традиционно считается, что социальная сфера очень консервативна. Люди привыкают жить в определённых условиях и опасаются перемен даже там, где они крайне необходимы. Мы, к сожалению, так и не научились взаимодействовать с людьми, готовить их к инновационным изменениям.

Вот вам для примера непридуманная история, рассказанная мне знакомой журналисткой.

«Идем с мужем по улице, наблюдаем картину. На балконе – женщина, под балконом – девочка-подросток. Женщина бросает с балкона 100 рублей и дает ценные указания дочери: «Я забыла тебе сказать, шампунь еще купи. Только внимательно прочитай все надписи на этикетке. Если, не дай Бог, там будет слово «инновация», ни в коем случае не покупай! Последние волосья повыпадут!»

Вот такая иллюстрация отношения людей к навязыванию инноваций.

Инновации нельзя внедрить! Они прорастают сами и там, где этот рост мотивирован и где есть почва для такого прорастания.